280px-JГіzef_Siemaszko
0

Гражданский подвиг владыки Иосифа Семашко ( Николай Сергеев)

Есть в истории Белоруссии целая плеяда великих личностей, благодаря которым существует само такое понятие как белорусский народ. Только имена этих выдающихся людей в современной Республике Беларусь известны лишь немногочисленным специалистам по истории, а вот большинству белорусских граждан они практически неизвестны.
В этом ряду особое место занимает имя митрополита Литовского Иосифа Семашко, благодаря подвижнической деятельности которого произошел возврат западнорусских униатов в лоно матери Русской Православной Церкви. Этим шагом была не только восстановлена попранная королями Речи Посполитой историческая справедливость, но были созданы необходимые условия для окончательного устранения религиозно-культурного гнета в отношении белорусского народа.
Ко времени проведения Полоцкого церковного собора 1839 года, на котором и произошло воссоединение западнорусских греко-католиков с Православием, Западная Русь (Белоруссия) уже почти полвека находилась под сенью российской государственности, но в Белорусском крае все еще продолжали господствовать порядки бесславно рухнувшей в конце XVIII века Речи Посполитой.
Польские помещики и чиновники, а русских в то время в Белоруссии практически не было, хоть и присягнули российскому императору, продолжали проводить в отношении западнорусского населения политику окатоличивания и ополячивания, вынашивая при этом планы возобновления Речи Посполитой с границей под Смоленском.
Особенно враждебное отношение к России тогдашней польcкой верхушки Белорусского края проявилась во время нашествия Наполеона в 1812 году, когда значительная часть польских магнатов и шляхты, нарушив данную присягу, выступила на стороне врагов России.
Но, несмотря на это, в Петербурге еще довольно долго снисходительно относились к польским «шатаниям» и никак не могли рассмотреть в большинстве населения Белоруссии коренных русских людей. Эта многолетняя беспечность вылилась в польское восстание 1830-31 годов, после разгрома которого в полный рост встал вопрос о высвобождении в Белорусском крае до той поры задавленного русского начала.
В то время большинство западнорусского населения состояло в униатстве, которое являло собой ущербную разновидность католицизма и неуклонно утрачивало последние признаки православной веры, от которой отпало в результате Брестской церковной унии 1596 года. При этом униатская церковь, организационно являясь частью католической, находилась в крайне униженном и угнетенном состоянии со стороны католиков.
Положение униатов было буквально бедственным, что всерьез стало беспокоить российское правительство. В связи с этим в 1827 году от имени императора Николая I было предложено в то время греко-католическому протосвитеру и заседателю униатского департамента Римско-католической коллегии (высший орган управления униатской церковью) в Санкт-Петербурге Иосифу Семашко подготовить письменную записку о положении униатов.
Этот выбор был сделан не случайно. Среди других униатстких иерархов Иосиф Семашко выделялся не только своей высокой ученостью, но и твердостью в вопросах защиты униатов от притеснений католиков.
Иосиф Семашко родился в 1798 году в семье униатского священника, при этом жизненные обстоятельства сложились так, что свое образование митрополит Литовский получил в польско-католических учебных заведениях. Вначале в Немировской польской школе, затем в Главной духовной семинарии при Виленском университете.
После окончания семинарии в июле 1820 года Иосиф получил должность униатского священника в Луцке, затем стал иподиаконом, диаконом, а в декабре 1821 года был посвящен в сан иерея. С 1820 года иерей Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной семинарии. В июле 1822 года уже протопресвитер Иосиф Семашко был назначен заседателем в упомянутый униатский департамент Римско-католической коллегии.
За все эти годы Иосиф Семашко не только увидел истинную картину притеснения униатов со стороны латинян, но и пришел к твердому убеждению о необходимости возврата к Православию. В конце концов Иосиф решил лично принять Православие и поступить в число иноков Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Сила намерений Иосифа Семашко со всей очевидностью выразилось в его «Сочинении о Православии Восточной Церкви». Но в то же время пришла и убежденность, что речь должна идти не только о личном воссоединении, но и возврате всех западнорусских униатов к Православной вере и что только таким образом можно восстановить попранную историческую справедливость.
В упомянутой записке на высочайшее имя Иосиф Семашко не только с глубоким знанием изложил положение западнорусской униатской церкви, но и предложил меры по возвращению униатов в Православие. Записка была одобрена, на ее основе был разработан и в мае 1828 года принят подробный план действий, который в первую очередь предусматривал улучшение образования униатского духовенства. С этой целью в 1829 году для униатов была учреждена вторая Литовская семинария в местечке Жировичи на Гродненщине.
В 1829 году Иосиф Семашко был возведен в сан униатского епископа Мстиславского и викария Полоцкой епархии. А в 1830 году епископ Иосиф Семашко предпринял шестимесячный объезд Белорусской и Литовской епархий, в ходе которого на местах выяснялось, насколько приняты и как исполнялись меры, направленные на сближение унии с Православием.
Надо сказать, что уже эти пока еще достаточно скромные меры все же значительно повлияли на исход польского мятежа 1830-31 года, лишив мятежников поддержки со стороны униатского населения на территории Белоруссии.
В апреле 1833 года владыка Иосиф Семашко был возведен в сан епископа греко-католической Литовской епархии. Получив в самостоятельное управление Литовскую епархию епископ Иосиф, мог в полной мере осуществить свои предложения по возврату униатов в лоно Православия.
Владыка тщательно знакомился с положением дел и настроением духовенства, подбирал себе помощников из числа единомышленников и предпринимал шаги, направленные на последовательное сближение униатского богослужения с православным. В соответствии с православными канонами было изменено устройство иконостасов, из церквей были устранены органы, введены служебники московской печати, приняты другие меры соответствующей направленности.
В течение нескольких лет была проведена колоссальная работа по убеждению униатской паствы в необходимости воссоединения с православной церковью. При этом приходилось преодолевать не только сопротивление польских помещиков, от которых униатское духовенство зависело материально, но и непонимание части русской администрации, которая по каким-то причинам держала сторону «польской партии».
Помимо этого Владыке приходилось сдерживать сторонников частных присоединений униатов к Православию. Среди униатского духовенства таковых было значительное количество, но владыка Иосиф твердо считал, что речь должна идти о постепенном перевоспитании всей греко-католической паствы.
Подвижническая деятельность Иосифа Семашко дала свои плоды. К 1837 году значительно изменился в сторону православного облик униатских храмов, порядок богослужений в них все чаще проводился по чину Православной церкви, велась беспрестанная работа по православному воспитанию униатского духовенства. И владыка Иосиф Семашко заявил о готовности к воссоединению.
Началась подготовка к Полоцкому церковному собору, в преддверии которого большинство униатского духовенства (775 чел.) письменно подтвердило свое согласие на присоединение к Русской Православной церкви. Не согласились с этим всего 160 человек. Но уже ничто не могло остановить воссоединение.
25 февраля 1839 года в Полоцке состоялся церковный собор, на котором было принято историческое постановление о воссоединении западнорусской греко-католической с Православной Церковью и составлен знаменитый «Соборный Акт».
5 апреля 1839 года Священный Синод рассмотрел «Соборный Акт» и принял постановление о присоединении униатской церкви к Православной Всероссийской.
12 апреля состоялось торжественное заседание Священного Синода, где была зачитана Синодальная грамота о воссоединении, а епископ Иосиф Семашко впоследствии стал православным архиепископом (с 30 марта 1852 г. митрополит) Литовским и Виленским.
В ознаменование возврата униатов в лоно Православия была отчеканена специальная медаль с надписью, отражавшей суть процесса воссоединения – «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1939)». Всего в Православие перешло свыше 1600 приходов с более чем 1 млн. 600 тыс. верующих.
Это было великое историческое событие, навсегда избавившее белорусский народ от многовекового религиозного гнета, и поэтому нельзя признать терпимым то, что в современной Республике Беларусь воссоединение униатов фактически придается забвению. К примеру, в 2009 году остался незамеченным 170-летний юбилей Полоцкого церковного собора, причем как со стороны официального Минска, так и Белорусского Экзархата.
В чем же причина такого невнимания к одному из самых знаменательных событий в белорусской истории?
По-видимому, проблема в том, что за советский период ведущие позиции в гуманитарной сфере в Белоруссии заняли идейные последователи униатства, точнее не столько этого религиозного течения, сколько русофобствующие «интеллектуалы». И это не удивительно, ведь советские партийные органы подавляли любые проявления западнорусизма как грани общерусской идеи, отнеся его к разряду идейно враждебных. При этом «национальная по форме и социалистическая по содержанию» белорусская советская культура стала подлинным рассадником идейного униатства, которое после развала СССР буквально расцвело под вывеской литвинизма в «суверенной Беларуси». Так что «ложь униатсва», которую 170 лет назад низверг Владыка Иосиф Семашко, проявилась-таки в современной Республике Беларусь под вывеской русофобствующего литвинизма и местечкового свядомства.
«Понятно, что подобное положение не может не волновать белорусскую православную общественность, которая не вправе далее мириться с преднамеренным забвением имени и великого дела Владыки Иосифа Семашко и «ложью литвинства и свядомства», посягающих на разум и душу современных белорусов».

www.zapadrus.su/zaprus/filz…
27 апреля 2011 г. Николай Сергеев

Макаренко Евгений Иванович

Родовой казак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *