post-69-1121777278
0

ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ «КАЗАКИ СВЯТОЙ РУСИ»

   ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ «КАЗАКИ СВЯТОЙ РУСИ»

 Этнокультурное товарищество «Казаки Святой Руси» — добровольное объединение казаков, имеющих исторические корни в казачьих землях, радеющих о сохранении и популяризации уникальной казачьей культуры ,традиций и обычаев. Товарищество является структурным подразделением Великого Братства Казачьих Войск РФ(ВБКВ) и работает в юридических рамках Белорусского общественного объединения «Русь».

Все члены  Товарищества состоят в ОО «Всебелорусское объединенное казачество»

Af1image001_PP

                                        З  А  Д  А  Ч  И :

- сохранение казачьих народных традиций и обычаев, изучение истории и этнографии казачества;

- популяризация казачьего фольклора, традиционного казачьего костюма, казачьего быта;

- распространение знаний об исторической роли казачества, его происхождении,геополитической и исторической перспективах;

- взаимодействие с Русской Православной Церковью;

- взаимодействие с казачьими обществами СНГ и дальнего зарубежья.

 

                                ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

i (7)Родиной Товарищества является Слуцкий регион Минской области Республики Беларусь. Известно, что до конца 18 века г. Слуцк был центром Православия в Белоруссии, Польше и Литве, славился своими древними монастырями, а жители его мужественно противостояли окатоличиванию и полонизации, считая себя исконно русскими людьми.

Первые упоминания о казаках на Случчине относятся к 15 веку, когда Слуцкий князь Александр (Олелька) получил во владение Киевское княжество и пригласил в свою дружину вольных запорожцев. При его внуке, Юрии Слуцком, они уже составляли большую часть княжеского войска и приняли участие в походе на Ливонию. С тех пор казаки из века в век постоянно оседали в Слуцком регионе и в 19 веке в городе даже появилась улица Казачья, переименованная большевиками после Октябрьского переворота в Красноармейскую.

В 17 веке правительство Речи Посполитой распространило польское право на земли Великого Княжества Литовского. Вольных крестьян превращали в крепостных. Усилилось повсеместное наступление папства на Православие.

Православные люди оказались фактически вне закона и подвергались жесточайшим гонениям. Многие из них бежали в Запорожскую Сечь и показачились, но и там вскоре их достала ненависть папская. Хлынувшая на Украину польская шляхта, используя армию Речи Посполитой, развернула настоящий геноцид казачества. Казаков истребляли физически за отказ окатоличиваться, их поселения сжигались, храмы осквернялись, а земли, рыбные промыслы и пастбища переходили в руки захватчиков. Репрессиям подвергались не только горожане, крестьяне и простые казаки, но даже и знатная казачья старшина. Казачество ответило на бесчинства католиков вооружённым восстанием, а Запорожская Сечь стала Православным рыцарским орденом. Начавшуюся в 1648 году всенародную войну возглавил казачий гетман Богдан Хмельницкий. Изгнав польских панов из Молороссии, он направил и в Белоруссию, на помощь восставшим, несколько казачьих отрядов, состоявших, как из родовых казаков, так и их показаченных белорусов. Одним из полков командовал соратник Хмельницкого,православный слуцкий шляхтич, Иван Соколовский. Казачьи идеи – Православие, народоправство и воля вольная – получили широкую поддержку у случчан, которые массами вступали в казачество, изгоняли владетельных панов, а землю и скарб раздавали малоимущим. Слуцкий Казачий Круг провозгласил Соколовского Гетманом Костёрским (от слова костёр, восстание). Развернулась настоящая война. На подавление восстания владетель Слуцкого княжества Януш Радзивилл, гетман литовский, отправил хорошо снабжённое артиллерией шистидесятитысячное наёмное войско. Казакам пришлось отступать, прикрывая уход на Украину, множества крестьянских семей  с обозами. 3 сентября 1648 года, обороняя переправу через реку Случь у деревни Погост (ныне Солигорского района), Иван Соколовский, казачий писарь войсковой Турчинович и более двух тысяч их соратников погибли в ходе ожесточённого сражения,спасая народ православный от расправы и уничтожения. Уцелевшие казаки, вместе с крестьянскими обозами, ушли на Украину и продолжили борьбу с польско-литовскими феодалами. После смерти князя Януша, его брат, Богуслав Радзивилл, во имя спасения своего княжества, в 1656 году упросил Богдана Хмельницкого взять Слуцк под личное покровительство и гетман выдал универсал (грамоту), фотокопия которого хранится в Слуцком краеведческом музее: «Город Слуцк из-за чувств к князю, его милости, берём под свою протекцию…» Таким образом владелец Слуцкого княжества, признав главенство великого гетмана, получил его покровительство и избавил город от захвата и разрушения. В самом городе и окружающих его деревнях до сих пор живут во множестве потомки соратников Ивана Соколовского и чисто казачьи фамилии распространены  здесь больше, чем где либо в Белоруссии.

В 1705-1706 годах в Слуцке стояли украинские казаки Миргородского и Переяславского полков, оборонявших город от шведов.

С 1793 г., после присоединения Случчины к России,и до 1917 г. В Слуцке дислоцировался на постоянной основе Донской казачий полк. Некоторые из казаков женились на местных православных шляхтянках и оставили немалое потомство.

i (9)С 1932 по 1939 год в Слуцке дислоцировалась 4 Донская казачья кавалерийская дивизия, которой командовал Г.К. Жуков. Она по большей части комплектовалась призывниками из Ростовской области. После нападения гитлеровской Германии на СССР, вырвавшиеся из окружения казаки этой дивизии, А.Д.Фомин и М.И.Богунов, женатые на случчанках, уже в сентябре 1941 года собрали оказавшихся в Слуцке сослуживцев по 4 ДККД и организовали антифашистское подполье, успешно боровшееся с оккупантами. В 1942 г. А.Д.Фомин сформировал партизанский отряд им. К.К.Рокоссовского и командовал им до прихода Красной Армии.

i (14)30 июня 1944 г. 4-й Кубанский казачий кавалерийский корпус,при поддержке танковых и пехотных частей, после ожесточённого сражения разгромил сильный немецкий гарнизон и освободил г.Слуцк. В ходе боёв погибли уроженец станицы Воровсколесской, командир 40 гв. казачьего кавалерийского полка подполковник Головащенко Илья Иванович и много других казаков. Некоторые из них похоронены на Слуцком мемориальном кладбище. Именами казачьих командиров И.А.Плиева, И.И.Головащенко, И.В.Тутаринова названы улицы в Слуцке.

 i (16)i (17)

После Великой Отечественной войны в городе стоял большой воинский гарнизон. Многие офицеры и прапорщики его были выходцами из казачьих земель. Некоторые из них после увольнения в запас осели в Слуцке.

В январе 1992 года потомственные донские казаки, проживающие в Слуцке, организовали казачью общину и избрали атаманом родового казака,  подполковника  запаса Попова  Валерия  Александровича , прослужившего  на Кавказе четверть века  и прошедшего там школу гражданской войны.Постепенно к общине присоединились и выходцы из других казачьих земель. В 1998 году на основе общины был зарегистрирован городской отдел Всебелорусского объединённого казачества.

znamja1-1В октябре 2010 года,после анализа результатов переписи населения в Республике Беларусь,выявившей непонятное сокращение численности русских на 400 тысяч человек, слуцкие казаки приняли решение – в дальнейшем уделять особое внимание сохранению и популяризации уникальной русской казачьей культуры во всей Республике Беларусь, для чего создали Этнокультурное товарищество «Казаки Святой Руси» в составе Белорусского общественного объединения «Русь», работающего в тесном контакте с другими организациями российских соотечественников и Посольством Российской Федерации.  

portrait

Атаманом-Координатором Товарищества единогласно был избран генерал-майор казачьих войск Попов Валерий Александрович.  1 июля 2012 года Товарищество в полном составе, по решению Большого Круга, вступило в Великое Братство Казачьих Войск РФ (Атаман В.Ф.Никитин).

Попов Валерий Александрович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *