0

С Рождеством Христовым!

Празднование Рождества в казачьих традициях

Рождество – один из главных христианских праздников. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви его отмечают 7 января по григорианскому календарю. Относится он к двенадцати главным (двунадесятым) церковным праздникам Православной Церкви.Справлять Рождество начали еще христианские общины Рима, а Третий Вселенский собор 431 года в городе Эфесе официально узаконил его статус.

Истоки праздника

Сам праздник установлен в честь рождения по плоти Христа девой Марией. Случилось это в соответствии с ветхозаветными пророчествами в городе Вифлиеме, куда Мария и старец Иосиф пришли на перепись населения. В Евангелии эти события описываются так:

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Евангелие от Луки 2:4-7)

После того как Мария родила младенца в яслях, к нему на поклонение первыми пришли пастухи, услышавшие ангела. Затем прибыли и волхвы, ведомые особой звездой, и принесли Христу в дар золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как Человеку).

Все эти события, так или иначе, отразились на праздновании Рождества среди разных христианских народов. Евангельские сюжеты находили свое отражение в традициях и обычаях отмечать церковный праздник. Интересный культурный пласт оставили Рождественские дни и в казачьей культуре. Сам праздничный цикл можно разделить на три части: пост, Рождество и святки.

Сочельник

Дабы приготовить себя к встрече с родившимся Спасителем, христиане обязаны соблюдать Рождественский (Филиппов) пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 7 января. Таким образом, 40 дней длится период, когда церковь предписывает воздерживаться от скоромной пищи, мирских веселий и усилить молитву.

Особое место занимает последний день перед Праздником, 6 января. Называется он Рождественский сочельник. Пост в этот день наиболее строгий, вкушать пищу не разрешается до появления на небосводе первой звезды. Делается это в память о звезде Вифлиемской, которая возвестила миру рождение Христа.

После вечернего богослужения вся большая казачья семья собиралась за столом. С предпраздничным ужином связано много обычаев. Хозяйки подавали двенадцать постных блюд по числу апостолов, в их числе обязательно присутствовали узвар (напиток из сушеных плодов и ягод) и на основании него варили кутью (блюдо из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда и орехов).

Сам праздничный стол украшался свечами и ветками, а под его скатертью и возле образов (икон) стелили сено. После молитвы все садились за предпраздничную трапезу. Старшие учили детей, рассказывали о событиях Рождественской ночи, пастухах и волхвах, пришедших на поклонение Спасителю.

Закончив ужин, все члены семьи обменивались заранее приготовленными подарками. После этого дети разносили кутью по станице соседям, крестным родителям и родственникам.

Христа славить

Поздним вечером сначала дети, а затем и взрослые шли «Христа славить» (колядовать). Иногда брали с собой картонную восьмиконечную звезду в память о звезде Вифлеемской, «вертепы», ящички со свечами и деревянными фигурками в виде пещер, в память о месте рождения Христа, или еще какие-нибудь атрибуты праздника. Некоторые вымазывали лицо копотью либо разноцветными красками, «рядились».

Так группы детей ходили по станице (хутору) и стучали в калитки казачьих куреней и хат. Считалось большим грехом для хозяев не пустить христославщиков. Связано это с традицией гостеприимства в православии, где каждый гость может рассматриваться, как посетивший хозяина дома сам Христос. Следовательно, откликнутся на просьбу гостя – угодить самому Богу, что поможет получить добрый ответ на Страшном суде.

Казачка Макеева Евдокия Ивановна (1930 г.р.) из хутора Ещеулова свидетельствует: «Бывало, как стукнеть двянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!»

И всегда с нами отец ходил, потому, как одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститя Похристославить!» и они нас у дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим».

Пели церковные песни, духовные стихи, просто детские колядки. За окном раздавали дружные голоса: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами.

Обычай славить Христа еще с XVII века в аутентичном виде сохранился и у казаков-некрасовцев, пронесшим его через столетия.

Христославщик приходил к дому и говорил:

— Господи Исусе Христе помилуй нас.
Хозяин отвечал:
— Аминь!
— Евлампий Кирсанович, пустите Христа пославить.
— Добро пожаловать.
— Спаси Христос!
— Боже милостив буди нам грешным. Создавый нас Господи и помилуй нас. Без числа согреших Господи прости нас грешных.

После чего начиналось пение:

«Христос рождается, славите!
Христос в небе, срящите!
Христос на земле, возноситеся!
Пойте Господеви, вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися…».

По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили:

— С великим торжественным праздником вас поздравляем Евлампий Кирсанович и Фёкла Ивановна.
Хозяева благодарили в ответ.
— Спаси Христос!
— Спаси Христос!

Гости продолжали.
— На многая лета, на многая лета! А теперя позолотитя христославов!
И, получая дары, говорили:
— Спаси Христос!

Хотя песни и детали обычаев могли отличаться, но обычай «христославить» и колядовать является общим для казаков Дона, Кубани и Терека.

День праздничный

kozakiРождество для казаков – самый яркий, красочный, веселый праздник. С раннего утра 7 января вся станица спешила на литургию, чтоб прославить явившегося во плоти Спасителя. Улицы, майданы, дома — все было готово к празднику, а церковные колокола возвещали людям о родившемся Христе.

Дома станичников ждали богатые угощения. К Рождественскому столу готовились заранее и основательно, а «холодные» помещения были забиты продуктами. После поста, когда христиане вкушали в основном крупы, хлеб и соленья, с разговением особое внимание уделяли мясным продуктам. Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи.

Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками. Одним из самых любимых среди традиционных Рождественских блюд для казаков слал студень (холодец), а также запеченный гусь либо индейка. Богатым был и выбор напитков, из которых можно выделить традиционное домашнее вино, вишневый морс, варенуху (компот из фруктов с красным вином). Делали множество разнообразной выпечки: булочки с маком и орехами, печенье, пряники.

102212358_1371828167_shepchutsya

После трапезы детей отправляли поздравить своих дедушек и бабушек, которым исполняли праздничные песни, стишки. Старики в свою очередь также поздравляли внучат.

Святки
photo_christmas_063
После Рождества почти до праздника Богоявления (Крещения) длится праздничный период, называемый «святками». В эти дни христиане не постятся, а отдыхают. Казаки в это время обычно ходили в гости к близким и дальним родственникам, к друзьям, и сами принимали многочисленных зашедших посетителей. Были популярны игры, катания на санках, на конях.

Святки – время радости и добрых дел, время ожидания чуда, надежд на лучшее. В Рождественские праздники было принято особо помогать бедным, больным, сиротам, одиноким старикам, узникам.

В ночь на «старый новый год» традиционным блюдом были разнообразные вареники, с картошкой, капустой, сыром. Связано это с празднеством памяти святого Василия Великого, отмечаемого Православной Церковью 14 января по новому стилю. По домам ходили дети и «щедровали» со словами:

«Щедрык, вэдрык,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы».

Рано утром приходили «посевать», разбрасывая зерно по хате, приговаривали:

«Ходэ Илья на Васыля,
Бог ёго знае, дэ вин бувае,
У чистом поли там плужок ходэ
За тим плужком сама Матирь Божья,
Ризу носэ, Бога просеэ:
«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,
Всяку пашницю!»
Дэ царь ходэ, там жито родэ,
Дэ царыця – там пшениця!
С Новым годом, с новым счастьем,
С Васылём днём!»

Хозяева в свою очередь благодарили гостей дарами.

Заканчивались Святки 19 января большим православным праздником, Богоявлением. В народе этот день называют Крещением Господним, потому как Христос крестился в водах Иордана, во время чего на него сошел Дух Святой в виде белого голубя.

Троекратное погружение в воду во время таинства Крещения означает смерть, а исхождение из воды – воскресение. День накануне – строгий пост для православных христиан, «крещенский сочельник». Праздничным утром в церквях проводится служба с обязательным молебном и освящением воды, которая в этот день имеет особую благодатную силу.

Широко распространен в народе обряд купания в «Иордане», проруби проделанной в реке специально для этих целей, как правило, в виде креста. Считалось, что искупавшийся в этот день во время самых сильных «крещенских морозов» не только не заболеет, но напротив, – укрепит свое здоровье на целый год.

Рождественские традиции казаков тесно связаны с христианской религией. Пережили они не одну сотню лет. Живут они, несмотря ни на что, и сегодня. В них заключается мироощущение народа, его культура.

Если они исчезнут, народ может превратиться в безликую массу и исчезнуть.

Братья казаки! Братья и Сестры! Атаманы молодцы! Этнокультурное товарищество «Казаки Святой Руси» сердечно поздравляет вас и ваши семьи в Рождеством Христовым! Пусть Свет Христов  озарит вашу жизнь и разум и милость Божья не оставит вас вовеки! Христос народился! Бог воплотился!

Ответственный секретарь ЭКТ «Казаки Святой Руси»,

атаман Минского областного округа ОО «ВОК»

казачий полковник

Макаренко Е.И.

Макаренко Евгений Иванович

Родовой казак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *